Современные возможности производства полимерных композитных материалов в Республике Крым.

Композитные материалы с заданными свойствами для судостроения и морского приборостроения


Организация: АО «КТБ «Судокомпозит» Конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит» имеет более чем 60-летнюю историю специализации на производстве изделий из полимерных композиционных материалов. Производственные мощности в настоящее время позволяют в кратчайшие сроки организовать разработку и производство изделий, начиная от генерирования идеи, создания подходящего полимерного материала, разработки конструкторско-технологической документации, изготовления оснастки и заканчивая серийным выпуском, а также испытанием изделий.

Внедрение композитных материалов в технике закономерно

Современный уровень развития техники требует появления новых материалов, и наиболее перспективным путем их создания является конструирование или комбинирование. Можно без преувеличения сказать, что производство композитов сегодня – это новый способ управления свойствами материалов. 

Варьируя состав матрицы и наполнителя, их соотношение, получают широкий спектр материалов с требуемым набором свойств. Многие композиты превосходят традиционные материалы и сплавы по своим механическим свойствам, в то же время – они легче. Использование композитов, как правило, позволяет уменьшить массу конструкции изделия при сохранении или улучшении её механических характеристик. Подход заключается в том, чтобы найти оптимальный способ объединения разных материалов, а изделие в итоге обрело достоинства и преимущества всех составляющих. Если физические свойства позволяют, то в общей конструкции можно объединить не два и не три, а сразу множество компонентов. Полученный в итоге материал обладает такими свойствами, которых не имеют его составляющие, взятые в отдельности. И сегодня индустрия предоставляет тысячи различных материалов и десятки вариантов их обработки. Однако..

XXI век станет эпохой глобального переосмысления возможностей композитных материалов

И в первую очередь в сфере судостроения и морских технологий, а также в космической отрасли. Для современного инновационного судостроения, а также сферы конструирования морской техники приоритетным является последовательное внедрение и развитие полимерных композиционных материалов.

Совершенство технических изделий в значительной степени определяется параметрами прочности и жесткости конструкционных материалов, из которых они изготавливаются. Особое значение имеют весовые параметры. По этим показателям в судостроительной промышленности происходит неуклонное развитие.

Например, предел прочности алюминиевых сплавов в 40-х годах был порядка 400 МПа, а стали – 1200 МПа. К началу 90-х годов они изменились в сторону увеличения и составили соответственно 650 МПа и 2200 МПа. Дальнейшее увеличение этих характеристик дается с большим трудом, совершенствование механических методов воздействия на материал не приносит больших качественных изменений.

Другой показательной характеристикой при оценке механических свойств материалов является удельный модуль упругости, который у металлов изменяется в довольно узком диапазоне. Изменить эту характеристику обычными технологическими приемами также невозможно.

В итоге ключевые механические характеристики традиционных конструкционных материалов, описываемые соотношением модуля упругости или предела прочности к удельному весу, широко используемые в промышленности, находятся в настоящее время на предельном уровне. Резервы характеристик металлических сплавов исчерпаны, и механическая технология активно уступает место поиску решений, позволяющих дальнейшее улучшение характеристик и свойств материалов.

Плотность композиционных материалов в 3-6 раз ниже стали, они безотходны при переработке в изделия, инертны к окружающей и агрессивным средам, то есть не подвержены коррозии, обладают направленной тепло- и электропроводностью, звуконепроницаемостью. Обычно эти характеристики превосходят характеристики традиционных материалов в несколько раз и даже - на несколько порядков. Считается, что 1 тонна изделий из композитного материала заменяет, в среднем, 10 тонн стали.

Внедрение композиционных материалов при изготовлении техники, в том числе в судостроении, сопровождается рядом сопутствующих положительных эффектов. Во многих случаях существенно упрощается технология изготовления деталей машин и конструкций, что позволяет экономить энергетические, человеческие и материальные ресурсы. Эффекты снижения эксплуатационных расходов выражаются в экономии топлива, увеличении долговечности, удлинении сроков межремонтной эксплуатации.

Полимерные композиты – это двух- либо многокомпонентные материалы на основе макромолекулярного соединения (пластика), которое армируется различными наполнителями. Матрица выполняет функцию связующего звена, тогда как добавки - обеспечивают необходимые физические параметры.

Сегодня в судостроении из композитов изготавливают судовые двери, крышки люков, корабельные винты, мачты, валы, кран-балки, спасательные шлюпки, баллоны ВВД, контейнеры. С учетом возможной унификации подобной продукции, переход на композиты позволяет значительно и предсказуемо снижать вес судов, увеличивая их полезную нагрузку.

Технология композитных материалов меняет подход к созданию корпусных конструкций: обшивок корпусов, надстроек, палуб, переборок, конструктивных связей, крыши. На сегодняшний день пока по большей части для кораблей малотоннажного и среднетоннажного водоизмещения. Это пассажирские суда, яхты, катамараны. Военные корабли.

В качестве примера: новое поколение российских кораблей противоминной обороны имеют композитные корпуса. Слева: головной тральщик проекта 12700 «Александр Обухов». Справа: изготовление корпуса тральщика из композитных материалов на заводе.


Можно не сомневаться, что полимерные композиты, благодаря своим преимуществам и вариативности, постепенно будут занимать все большее место и в крупнотоннажном судостроении.

Помимо корпусных конструкций судов, полимерные композиты применяются в ограждении выдвижных устройств, стабилизаторах и перьях рулей подводных лодок, в прочных корпусах подводных аппаратов, в гребных валах и винтах, трубопроводах.

В отличие от металлических судов, материал композитного судна может корректироваться непосредственно в процессе проектирования и постройки судна. Конструктор имеет возможность варьировать тип армирующего компонента и направление армирования в зависимости от нагрузок, рассчитываемых на 3D модели.

Эти же подходы применимы при конструировании морских приборов, подводных телеуправляемых автономных аппаратов различной функциональности и глубины погружения.

Различная форма подводных аппаратов под разный функционал и разные глубины погружения


Имеющийся на сегодняшний день опыт эксплуатации изделий из композитных материалов убедительно подтвердил их преимущество перед сталью и алюминиевыми сплавами: низкий вес конструкций при высокой удельной прочности, коррозионная стойкость, низкая теплопроводность, возможность достижения в одном материале полифункциональных свойств (радиопоглощение, звукопрозрачность, вибродемпфирование).

Однако объемы применения полимерных композиционных материалов в отечественной промышленности не превышают 1,5% от мирового объема. Для сравнения доля Китая в производстве и потреблении полимерных композитов составляет более 28%, США – 22%, Европейского Союза – около 14%.

Практически все развитые в промышленном отношении страны запускают строительство кораблей из стеклопластика большими сериями. Корабли подобных классов строятся и используются как многоцелевые и уже стали объектом активной международной торговли.  Перспективы и возможности для более широкого внедрения композитных материалов в российской как военной, научной, так и гражданской технике – очень широки. Они формируются и присутствуют в полной мере и в Республике Крым.

Производство изделий из полимерных композитных материалов в сфере морских технологий в Крыму

За прошедшие десятилетия коллективом Конструкторско-технологического бюро «Судокомпозит» (Феодосия) создано более 40-ка проектов малотоннажных судов специального и промышленного назначения, а также для народного потребления (спасательные шлюпки, ялы, рабочие катера и катера специального назначения). По проектам предприятия построено более 10-ти тысяч судов.

КТБ «Судокомпозит» имеет научно-производственную и экспериментально-лабораторную базу. Аттестованна лаборатория полимерных материалов. Основная задача лаборатории – разработка специальных конструкционных полимер-композитных материалов и технологий, их применения в различных изделиях и конструкциях, исследование их свойств. Разработаны технологии по получению новых композиционных материалов со специальными свойствами: баллистическими, звукопрозрачными, радиопоглощающими, радиопрозрачными, и др.

Конструкторским бюро «Судокомпозит» впервые в СССР была разработана и изготовлена боевая корабельная рубка из полимерных композитных материалов, обладающая броневыми свойствами и обеспечивающая тепло и звукозащиту экипажа и десанта. 

Предприятие проектирует и выпускает изделия любой сложности из:

  • радиопрозрачных композитных материалов;
  • радиоотражающих композитных материалов;
  • звукопрозрачных композитных материалов;
  • трудногорючих композитных материалов;
  • бронестойких композитных материалов.

А также изделия из композитных материалов для защиты экипажа бронированной техники от вторичных осколков и изделия из полимер- композитной радиопрозрачной брони.

Предприятие сертифицировано на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 90001-2015 и дополнительным требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012. Имеет лицензию Минпромторга России на разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

Примеры продукции специального и военного назначения

Радиопоглощающие, бронированные и специальные корабельные конструкции Малого десантного корабля на воздушной подушке «Зубр»:

  • Винто-кольцевой комплекс (кольца-насадки) и воздухозаборники шахт осевых нагнетателей.
  • Рубка с комплексом специальных свойств (тепло-шумозащенная, бронированная).
  • Структура стенок рубки из полимерного композита.

Радиопрозрачные обтекатели антенн корабельных радиолокационных станций экраноплана «Лунь»


Обтекатели антенн корабельных радиолокационных станций:

  • Слева: звукопрозрачный корабельный подкильный обтекатель.
  • В центре: радиопрозрачный обтекатель типа «Гриб».
  • Справа: монолитный радиопрозрачный обтекатель.

Примеры продукции гражданского назначения 

Катер на подводных крыльях

Расширенные технические характеристики катера 


Парусно-моторный бот с корпусом из стеклопластика, со съемным парусным вооружением

Расширенные технические характеристики бота «Пегас»


Конструктор-технологическая подготовка производства

  • Разработка 3D-модели изделия (цифровой двойник);
  • Проектирование, изготовление и аттестация специальной технологической оснастки с применением технологии цифрового двойника изделия;
  • Разработка последовательности и содержания операций техпроцесса изготовления, трудового и материального нормирования с применением САПР технологических процессов.

Производственные технологии при изготовлении изделий

  • Контактное (ручное) формование;
  • Вакуумная инфузия;
  • RTM – (Resin Transfer Moulding) и Light RTMТехнология изготовления стеклопластика по методу инжекции в закрытую форму.

Контакты: 

298100, Россия, Республика Крым,
г. Феодосия, ул. Куйбышева, 14
Факс: +7(36562) 3-52-56 
Телефон: +7(978) 90-13-557
http://sudocompozit.ru/  


 

Новости

  • Научный сентябрь в Севастополе Пресс-секретарь

    Во второй половине сентября в Севастополе пройдут сразу два параллельных мероприятия, в которых планируется участие...

  • Создание морского технопарка в Крыму Пресс-секретарь

    29 ноября 2023 года в рамках заседания на базе феодосийского предприятия АО «Судокомпозит» принято решение о создании... 

Цитаты

Woman

Успех возможен, если каждый задастся целью действовать не только по приказанию начальства, но из сознания, что как бы ни была скромна его роль, добросовестное ее выполнение может иметь решающее значение.

Степан Осипович Макаров - русский вице-адмирал, океанограф, исследователь, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов


Stay in Contact

По вопросам сотрудничества: polygon@ocean-techplatform.ru